Памяти погибших в трагедии на Байконуре
24 октября 1960 года
Путь первопроходцев всегда тернист и полон случайностей, часто трагических, лишающих жизни их самих, приносящих горе и страдания их родным и близким.
В конце 50-х - начале 60-х годов решалась важнейшая государственная задача - разработка новой боевой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Основные требования Министерства обороны сводились к следующему: высокая боевая готовность, способность доставлять к цели ядерные заряды большой мощности, возможность длительного пребывания на боевом дежурстве в заправленном состоянии, упрощение эксплуатации ракетного комплекса. Для разработки ракеты с использованием высококипящих компонентов топлива в Днепропетровске было создано Особое КБ, которое возглавил М.К.Янгель. К созданию двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций привлекаются конструкторские бюро, возглавляемые В.П.Глушко, В.И.Кузнецовым, Б.М.Коноплевым, В.И.Капустинским, Е.Г.Рудяком.
Мемориал погибших на Байконуре
Ракета Р-16 была разработана в двухступенчатом варианте с последовательным расположением ступеней и автономной системой управления. В качестве компонентов топлива были выбраны самовоспламеняющиеся при контакте между собой компоненты: горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ), окислитель - азотная кислота АК-27И. Стартовый вес ракеты составлял около 148 тонн.
С переходом на высококипящие компоненты топлива потребовалось решение обширного круга проблем, связанных с повышением качества конструкционных материалов, изучением их стойкости в агрессивной среде, сохранением стабильности характеристик компонентов топлива при длительном их нахождении в баках ракет.
Параллельно с созданием ракеты на Байконуре осенью 1959 года началась интенсивная работа по строительству нового испытательного комплекса, состоящего из различных сооружений стартовой и технической позиций. Было также сформировано 2-е испытательное управление (для испытаний ракет на высококипящих окислителях) и 39-я отдельная инженерно-испытательная часть.
К октябрю 1960 года работы по строительству технической и стартовой позиций полигона, а также подготовка ракеты и наземного оборудования к пуску были завершены.
Пуск первой ракеты Р-16 был назначен на вечернее время 23 октября 1960 года. После заправки ракеты компонентами топлива в электрической схеме автоматики двигательной установки появилась неисправность, устранение которой решили произвести на заправленной ракете. Дальнейшее развитие событий показало ошибочность решения, принятого без глубокого анализа и учета возможных последствий.
Утром 24 октября работы по подготовке ракеты к пуску возобновились и велись без перерыва. В 18 часов 45 минут по 30-минутной готовности произошел преждевременный запуск двигателя второй ступени ракеты. Это привело к мощному пожару и взрыву ракеты. В это время на ярусах установщика находились расчеты, проводившие заключительные операции, на площадке возле ракеты были члены государственной комиссии, командование полигона, испытательного управления, отдельной испытательной части и др.
...Судьба... Два Александра, младшие лейтенанты, слушатели второго курса Ростовского ВАИУ сфотографировались на память весной 1953 года. Слева - Саша Катёлкин, будущий золотой медалист, полковник, доктор технических наук, профессор, академик, а справа - Саша Стекольщиков, будущий старший инженер-лейтенант...Судьба...Неведомо, что она тебе припасла...
В результате взрыва вспыхнуло и разлилось 120 тонн ракетного топлива. Пожар бушевал в радиусе 100 метров от пускового стола. Катастрофа унесла жизнь 74 человек, 49 было ранено, из них 4 позже скончались в госпиталях. Среди погибших были: главный маршал артиллерии М.И.Неделин, заместитель председателя Государственного комитета СССР по оборонной технике Л.А.Гришин, главный конструктор системы управления Б.М.Коноплев, заместители главных конструкторов Л.А.Берлин, В.А.Концевой, Г.Ф.Фирсов, заместитель начальника отдела ГУРВО Н.А.Прокопов, заместитель начальника полигона А.И.Носов, начальники управлений Е.И.Осташев, Р.М.Григорьянц, ряд опытнейших офицеров-испытателей, представителей промышленности.
Погибли и выпускники Ростовского ВАИУ двадцатисемилетний старший инженер-лейтенант СТЕКОЛЬЩИКОВ Александр Иванович (второй выпуск 1-го факультета, 29 ноября 1955) и двадцатипятилетний старший инженер-лейтенант МАНУЛЕНКО Владимир Алексеевич (третий выпуск 2-го факультета, 25 августа 1956).
Причины катастрофы изучались правительственной комиссией. По результатам расследования был намечен ряд мер по обеспечению безопасности при отработке и испытаниях ракетной техники. Катастрофа показала, что всякое проявление беспечности, нарушение технологической дисциплины, пренебрежение правилами и мерами безопасности при работе с новой могучей боевой техникой недопустимы.
Вашему вниманию представлены документы этого происшествия, включающие:
1. Сообщение Генерального конструктора ракеты Р-16 М.К. Янгеля в аппарат Главнокомандующего Ракетными войсками.
2. Выписка из протокола № 308 заседания Президиума ЦК КПСС от 25 октября 1960 г. о назначении комиссии для расследования причин катастрофы и принятия мер в воинской части 11284.
3. Доклад комиссии в ЦК КПСС о рассмотрении на месте обстоятельства катастрофы при испытании ракеты Р-16.
4. Техническое заключение комиссии по выяснению причин катастрофы с изделием 8К64.
5. Доклад Врио начальника НИИП-5 МО СССР (полигон Байконур) генерал-майора артиллерии Ефименко Председателю Президиума Верховного Совета Союза ССР Л.И. Брежневу.
6. Список личного состава трагически погибших при исполнении служебных обязанностей.
7. Список представителей промышленности, погибших 24 октября 1960 г. при исполнении служебных обязанностей.
8. Список военнослужащих и представителей промышленности, раненных 24 октября 1960 года.
9. Примечания.
В данном разделе использованы официальные материалы, опубликованные в юбилейном издании «Ракетный щит Отечества», Москва, ЦИПК РВСН, 1999г. и в издании «Хроника основных событий истории Ракетных войск стратегического назначения», Москва, ЦИПК РВСН, 1994г., фото из домашнего архива А.С. Катёлкина.